Новости

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
24 Июля 2019

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В преддверии каникул вновь становятся актуальными вопросы организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков. Поэтому орга­нам исполнительной власти субъектов РФ, муниципальным органам власти, органам управления образо­ванием, руководителям образователь­ных учреждений необходимо заняться подготовкой лагерей к летнему сезону в соответствии с нормативно­правовой базой, регулирующей их деятельность.

Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 21 декабря 2004 г. № 170-ФЗ отдых детей и их оздоровление — это «совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиеничес ких и санитарно-эпидемиологических требований».

Какие преимущества этой формы организации отдыха? Во-первых, это организованный активный отдых, направленный на восстановление, развитие и гармонизацию личности и обеспечивающий сохранение и ук­репление физиологической нормы здоровья, развитие духовных и физических сил, гармонию души и тела. Во-вторых, совместное проживание в группе сверстников, выполнение определённых задач помогает детям восстановить свои силы, приобщиться к здоровому и безопасному образу жизни, развивать коммуникативные качества, ознакомиться с новыми видами деятельности.

В последние годы по инициативе Президента и Правительства Российской Федерации совершенствуется нормативно-правовая база организации отдыха детей и подростков.

В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2009 г. № 326-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 12 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» и статьями 26.3 и 26.11 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время) с 01 января 2010 г. отнесены к полномочиям субъектов РФ. При этом установлено, что органы государственной власти Российской Федерации могут дополнительно финансировать мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2009 г. № 1106 «О порядке предоставления из федерального бюд­жета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» утверждены Пра­вила предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий на эти цели и методика их распределения.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 24 ноября 2010 г. № Пр-3418 (абзац второй, пункт 2«а») и поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 31 января 2011 г.№ АЖ-П 12-455 Министерством здра­воохранения и социального развития РФ утверждено Типовое положение о дет­ском оздоровительном лагере (Письмо Mинздравсоцразвития России от 15 ап­реля 2011 г. № 18-2/10/1-2188), под­готовленное с учётом предложений заин­тересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполни­тельной власти субъектов РФ.

Типовое положение разработано для координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проведению оздоровительной кампании детей и обеспечения единого подхода к созданию и организации деятельности детских оздоровительных лагерей. Оно определяет понятие детского оздоровительного лагеря, закрепляет принципы организации его деятельности, порядок комплектования, имущественные права и обязанности.

В соответствии с Типовым положением основными целями деятельности лагеря являются обеспечение развития, отдыха и оздоровления детей в возрасте от 6 и до достижения ими 18 лет.

Наряду с этим, в Типовом положении определены задачи деятельности лагеря, включающие организацию содержательного досуга детей, сохранение и укрепление их здоровья, создание необходимых условий для личностного, творческого, духовно-нравственного развития детей, для занятий физической культурой, спортом и туризмом, формирование мотивации здорового образа жизни, организацию условий размещения детей, обеспечение их полноценным питанием, привитие навыков самоуправления, чувства патриотизма и др.

Также в Типовом положении устанавливаются формы и методы работы детского оздоровительного лагеря, порядок проведения профильных смен, права и обязанности директора лагеря, который несёт в установленном законо­дательством Российской Федерации порядке ответственность за деятельность лагеря, жизнь, здоровье детей и работников лагеря во время нахождения в лагере, нарушение их прав и свобод.

В приказе Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761-н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» определены профессиональные требования как к содержанию по должности, так и к профессиональной подготовке всех педагогических работников учреждений, организующих отдых детей и подростков.

В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по организации летнего отдыха детей и подростков от 16 мая 2011 г. № Пр-1365 и для создания условий, направленных на развитие системы отдыха и оздоровления детей и подростков, по всей стране введены новые принципы организации отдыха и оздоровления детей. На уровне субъектов РФ приняты соответствующие нормативно-правовые акты и целевые программы.

В 2011 г. Минздравсоцразвития России подготовило письмо (18 августа 2011 г.№ 18-2/10/1-5182) «О единых требованиях к составлению и ведению реестров и типовой форме паспорта организаций отдыха и оздоровления детей и подростков». Теперь реестром может воспользоваться любое заинтересованное лицо. Родители, принимающие решение отправить в лагерь своего ребёнка, должны знать и понимать, что выбранный ими лагерь включён в государственный реестр и контролируется государственными структурами.

Разработаны и введены в действие методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления детей и подростков, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, утверждённые Письмом Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России от 30 марта 2012 г. № 06-634.

Каковы основные задачи детской оздоровительной кампании? Это:

  • увеличение числа детей и подростков (всех категорий), охваченных организованными формами отдыха и оздоровления в каникулярное время;
  • разработка и реализация программ по духовно-нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию детей и подростков, воспитанию толерантности в детском многонациональном коллективе;
  • сохранение и укрепление здоровья, формирование культуры здорового
  • и безопасного образа жизни;
  • организация досуга детей и подростков в каникулярный период; выявление и поддержка одарённых и талантливых детей;
  • организация профильных смен и профильных отрядов различной направленности;
  • профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
  • Летний отдых — хорошая возможность для детей полноценно укрепить здоровье, найти друзей, узнать для себя что-то новое.


И здесь очень многое зависит от педагогов и их профессиональной компетентности.

В соответствии с пунктом 2 перечня поручений Президента РФ от 24 ноября 2010 г. № Пр-3418 Минобрнауки России разработаны материалы по вопросам организации детского оздоровительного отдыха для их использования в практической деятельности:
  • программа по повышению квалификации педагогического, учебно-воспитательного персонала и других специалистов, работающих с детьми;
  • методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации досуга детей (письмо Минобрнауки России от 14 апреля 2011 г. № МД-463/06 «О рекомендациях по организации детского оздоровительного отдыха»).
  • Основные проблемы в период эксплуатации летних оздоровительных учреждений связаны с нарушением СанПиН и отсутствием должного контроля за их исполнением со стороны администрации этих учреждений и медицинского персонала.


В последние годы обновлены санитарные правила, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы детских лагерей, труда и отдыха для подростков и детских санаториев:

СанПиН 2.4.4.2605-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26 апреля 2010 г. № 29.

СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19 апреля 2010 г. № 25.

СанПиН 2.4.2.2843-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы детских санаториев», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2011 г. № 21.

В новых правилах учтены предложения органов исполнительной власти субъектов РФ. Так, например, исключены требования, не являющиеся гигиеническими нормативами и не влияющие на санитарно­эпидемиологическую безопасность условий отдыха и оздоровления детей. В то же время расширена возможность использования помещений под лагеря труда и отдыха и одновременно установлены более жёсткие требования их размещения за пределами санитарных разрывов от автомагистралей, автостоянок, объектов транспорта.

Подготовлен проект федерального закона, которым предусматривается конкретизация мер ответственности должностных и юридических лиц за нарушение сани­тарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей. Предполагается существенное увеличение размеров штрафов: для должностных лиц до 15 тысяч рублей, для юридических до 500 тысяч рублей.

К сожалению, на низком уровне остаётся качество и безопасность организации питания детей в период оздоровительного отдыха (СанПиН 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17 марта 2003 г. № 20); СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»).

Договоры на поставку продовольственных то­варов и сырья регламентированы требования­ми СанПиН 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» и Федеральным законом РФ от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» (общественное питание).

Предоставление сведений о санитарно-эпидемиологическом состоянии детских и подростковых летних оздоровительных учреждений будет введено с 2013 г. в соответствии с Приказом Росстата от 14 августа 2012 г.

№ 446 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека федерального статистического наблюдения за санитарно-эпидемиологическим состоянием детских и подростковых летних оздоровительных учреждений».

Вступил в силу Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 16 апреля 2012 г. № 363 «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха».

В соответствии с этим приказом врач возглавляет медицинский пункт, который является структурным подразделением учреждения и создаётся для оказания медицинской помощи детям в период оздоровления и организованного отдыха.

На должность врача медицинского пункта учреждения назначается специалист, соответствующий квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утверждённым приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2009 г. № 415 н, по специальности «педиатрия», «органи­зация здравоохранения» или «лечебное дело», имеющий стаж работы по данной специальности не менее 5 лет в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г.

№ 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».

Принято постановление Правительства РФ от 20 января 2011 г. № 13 «О внесении изменения в перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью». Этим документом установлена возможность проведения органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора плановых проверок деятельности детских оздоровительных лагерей как перед началом оздоровительной кампании, так и перед началом каждой смены. Раньше это делалось один раз в год, и в связи с этим было довольно много нареканий на существенное ухудшение условий отдыха детей и подростков в течение оздоровительного периода.

Активно решается этот вопрос на уровне субъектов РФ. Например, Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации по­следствий стихийных бедствий по городу Москве (Главное управление МЧС России по г. Москве) разработало методические рекомендации по проведению мероприятий по надзору в детских лагерях с дневным пребыванием детей (2011 г.).

Несмотря на то, что в последние годы произошли серьёзные изменения в нормативно­правовой базе, регулирующей вопросы летнего отдыха детей и подростков, остаётся ещё много нерешённых проблем.

Приоритетом в деятельности организации отдыха и оздоровления детей (лагеря, центры, базы и т.д.) является сохранение жизни и здоровья детей и подростков. Однако статистика несчастных случаев и массовых заболеваний на отдыхе неутешительна. Единственным же пособием (явно требующем пересмотра) для работы педагогического персонала лагеря остаются «Рекомендации по профилактике детского травматизма и предупреждению несчастных случаев с детьми в пионерских, спортивно-оздоровительных лагерях и лагерях труда и отдыха», утверждённые ВЦСПС 14 июня 1982 г. № 332.

Активно обсуждается в педагогическом и родительском сообществе вопрос о страховании детей от несчастных случаев во время летнего отдыха. На федеральном уровне эта инициатива ещё не стала законом, а вот в ряде регионов предусмотрена специальная обязательная система страхования детей. Этот позитивный опыт необходимо обобщить и распространить на всю территорию нашей страны.

Проблемы организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в летний период всегда были и остаются в центре внимания не только руководителей общеобразовательных учреждений, но и учреждений дополнительного образования детей, сотрудников региональных и муниципальных органов власти, социальной защиты населения, центров занятости и управления образованием. Всем понятно, что летний отдых для детей и подростков — это разрядка накопив­шейся за год напряжённости, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей. Именно в лагере происходит широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга, и наша задача — помочь им в этом.

Возврат к списку