Новости

Интервью с руководителем Музыкальных Каникул Корсинской Эльвирой Масгутовной
12 Февраля 2020

Интервью с руководителем Музыкальных Каникул Корсинской Эльвирой Масгутовной


- Вы помните свою первую смену? Какой она была?

В первый раз я поехала в лагерь «Солнечный» в 1882 году, мне было 6 лет. Я была самая маленькая в отряде. До сих пор не верю, что родители могли отправить меня на 24 дня и приехать два раза за смену в положенные родительские дни. Банный день был 2 раза за смену, комнаты гигиены не было, а может и была, но мы о ней ничего не знали. Вещи стирали на улице в умывальниках, в холодной воде с мылом. Но это никого не пугало, ведь лучшего мы не видели, и сравнивать нам было не с чем.
С того самого года меня ежегодно отправляли в пионерские лагеря на 1-2 смены до 15 лет. В 16 лет мне отказали в путевке, но лето без лагеря я представить не могла и поехала работать в лагерь «Пионер», где требовались официантки. У меня была возможность после уборки столовой вечерами бегать на дискотеки и на мероприятия. Может быть лагерь и подтолкнул меня к моему профессиональному выбору стать педагогом и поступить в педучилище. После первого курса меня взяли помощницей вожатых, а в 18 лет нас направили на педагогическую практику вожатыми в лагерь, где я единственная из всех студенток прошла ее на оценку 5.
Руководство лагеря, заметив мои организаторские способности, пригласило на следующий год после практики возглавить педагогический коллектив лагеря - так я стала старшей вожатой. Проработав 8 лет старшей вожатой, а по совместительству педагогом - организатором , я стала заместителем директора, но сцена меня манила всегда и я продолжала проводить все мероприятия лагеря. Так родилась идея поступить на режиссерское отделение института культуры. Могу сказать, что с 6 лет ни одно мое лето не прошло без лагеря.

- Что принципиально изменилось за эти несколько десятков лет в сменах?

Тем, кому за 40, объяснять, что такое пионерский лагерь не нужно, но для того, чтобы молодому поколению понять, как это было, необходимо заглянуть в прошлое.
Мы, дети советского периода, жили в достаточно скромных деревянных корпусах, кстати, многие лагеря и сейчас функционируют, и мало что в них поменялось. Но сама система отдыха детей в настоящее время здорово отличается от прошлой, когда не обходилось без пионерских костров, патриотических песен, маршей под звуки горна и барабана, ежедневных утренних линеек со сдачей рапортов командирами и поднятием флага; конкурсов политического плаката, строя и песни, военной игры «Зарница» и прочих подобных мероприятий. Также большое внимание уделялось спорту и военно-патриотическому воспитанию, ведь мы были юными строителями коммунизма.
Дискотеки проводились 2 раза в неделю, два раза показывали фильм через проектор и два вечерних мероприятия в неделю. Смена длилась 24 дня. Днем мы ходили в лес на поляну играть в подвижные игры, наводили порядок до обеда в корпусе до блеска, как в военных казармах, и боролись за вымпел Чистоты, который с гордостью вручали отрядам на линейках.
Идеологическая составляющая в пионерских лагерях была неотъемлемой частью работы педагогического коллектива. Акцент делался на том, что пионер — это лучший гражданин своего государства, что пионерский галстук нужно носить с гордостью даже летом, и с этим было очень строго. Помню, мы забывали его снимать даже на ночь. Согласитесь, такие лозунги, как «Пионер — всем ребятам пример» или «С пионерским звонким маршем мы идем на помощь старшим», способствуют развитию лучших качеств ребенка.
В пионерские лагеря съезжались дети в возрасте от 7-ми до 15-ти лет. Отряды формировались по возрастному принципу. В среднем в каждом отряде было 30 человек, при равном количестве девочек и мальчиков. Во главе каждого отряда было двое вожатых: юноша и девушка. Как правило, это были студенты педагогических вузов. Впрочем, вожатым мог стать и сотрудник предприятия, которому принадлежал лагерь, это мог быть и машинист и проводник поезда, если это лагерь от железнодорожников или инженер завода.
Многие популярные лагеря и сейчас сохранили свои названия и до сих пор прекрасно функционируют.
В 1991 году советский строй рухнул, а вместе с ним кануло в прошлое все то, что казалось привычным и неизменным в советском образе жизни. Что же стало с лагерями?
Многие предприятия закрылись, а, значит, их ведомственные пионерские лагеря лишились финансирования. Поэтому картины разрушенных лагерей с запущенной территорией, покосившимися пионерскими корпусами, рухнувшими беседками и лишенными окон корпусами стали все чаще встречаться в загородных пейзажах в 90-е годы.
Сегодня на территории нашей страны действует свыше двух тысяч детских летних лагерей.
  
- Есть ли какие – то традиции, которые все же перешли из прошлых лет лагерей в современные?

Современные лагеря летнего отдыха отдаленно напоминают своих советских предшественников. Да, они тоже учат дружбе и взаимовыручке, но главная их направленность — оздоровление, развитие и развлечение школьников. Оторвать детей от экранов телевизоров, компьютеров и смартфонов, научить их смотреть на мир вокруг, дать необходимые для взаимодействия с коллективом знания, умения, навыки и познакомить с новыми людьми — вот какие задачи ставят перед собой организаторы современных лагерей.
Современные летние лагеря могут быть как сугубо оздоровительными, так и иметь определенную направленность - профиль, что дает ребенку выбор. Разумеется, условия проживания и техническая оснащенность современных лагерей отличаются в лучшую сторону по сравнению с прошлым. Да и не приходится ждать путевки на предприятиях, заранее писать заявление, и ведь при этом не было гарантии, что их хватит на всех желающих. Теперь можно свободно купить путевку в любой детский оздоровительный лагерь.
Таким образом, сегодня организовать летний отдых для ребенка в оздоровительном лагере не проблема. Главное — определиться, лагерь какой направленности и профиля больше подойдет вашему ребенку.

- Раньше были другие дети? Отличаются ли они чем – то от современных подростков, которые ездят в лагеря?

Сравнивая себя в детстве и детей нынешних, хочется сказать, что поменялось многое.
Советские дети совсем не похожи на современных ребятишек, у них разные понятия и взгляды на жизнь. Их невозможно было «загнать» домой даже покушать. Правильно, ведь было столько интересных развлечений и игр: салки, резиночки, догонялки, прятки, штандер-стоп, стрелки, цепи-цепи и многое другое. Нас можно было многим удивить, но сегодняшних детей удивить и развлечь очень сложно. Наших же детей «затянул» виртуальный мир. Детям гораздо интересней сидеть за компьютером, растить на ферме виртуального питомца, чем гулять на свежем воздухе с друзьями…
Если правильно выстроена работа в лагере по организации детского отдыха, то можно смело утверждать , что многие цели и задачи, которые ставились в советское время, совпадают и с нынешними:

  • создание необходимых условий для оздоровления, отдыха и рационального использования каникулярного времени детей
  • удовлетворение возрастных и индивидуальных потребностей детей, развитие их интересов и способностей;
  • физическое и духовное развитие детей; формирование у них общей культуры и навыков здорового образа жизни;
  • создание условий для самоопределения и творческой самореализации детей;
  • создание максимальных условий для быстрой адаптации воспитанников в новых условиях с учетом возрастных особенностей.


- Как найти хороших вожатых? Обычно вы предпочитаете находить вожатых по общим интересам или разных – один увлекается танцами, другой литературой, третий – спортом? Какими качествами должен обладать вожатый, чтобы попасть в вашу смену?

Если лагерь имеет какую – либо направленность, например – танцевальную, музыкальную, театральную, то, конечно же, в идеале найти вожатых, владеющих этими навыками. Но это всегда сложно. Хороший руководитель сделает из неопытных, но горящих желанием работать вожатых -отличную команду и раскроет все грани их талантов. Главный критерий оценки вожатых в моих сменах: ответственность, доброжелательность к детям и коллегам, творчество, оперативность, мобильность и порядочность. Рабочий день вожатого абсолютно не нормирован, поэтому он должен быть еще и стрессоустойчивым.
Если после первой смены вожатый себя никак не проявил, то я прощаюсь с ним навсегда. У меня, как у руководителя, нет времени перевоспитывать, обучать на каждом шагу всему и заставлять работать. Очень приветствую кадры, которые прошли школу вожатых, там всегда много можно почерпнуть для работы с детьми. В этом году вновь планирую поехать в свою Музыкальную смену и уже точно знаю, кому из вожатых прошлых смен позвоню и позову поработать в лагере.

Возврат к списку