Новости

Рассказывайте детям сказки!
27 января 2020

Рассказывайте детям сказки!

Начать нужно с того, что для каждого ребёнка найдётся своя сказка. Но на всякий случай скажу, что маркировка книг по возрастам существует давно. Так что не вздумайте подсовывать подросткам «Курочку Рябу» – не поймут (сами доберутся, когда станут родителями).

А теперь – самое главное. Сказка создавалась, чтобы помочь ребёнку взрослеть. Именно так. Есть версия, что в языческой Руси существовал обряд, после которого ребёнок признавался взрослым. Посвящаемому нужно было выйти в открытый мир и самому решить какую-либо задачу. Фольклористы предполагают, что, как только этот ритуал исчез из жизни, он появился в сказке. И все эти «отправили Ивана-дурака козу продавать» как раз его следы. По-моему, очень правдоподобно.

А теперь уже не гипотезы, а простая логика. Действие огромного количества сказок начинается с того, что герой преодолевает границу «детского» пространства, нарушая родительский запрет, – выходит за порог, открывает тайную комнату, сворачивает с привычной тропинки. Касается это, кстати, как народной, так и литературной сказки (вспомните, например, Крошку Енота). Если вы немного поразмышляете, обязательно заметите, что во взрослом пространстве и проблемы взрослые (дракона победить, царевну спасти, братца от бабы Яги вызволить), и решения взрослые – никаких телеграмм родителям или другим родственникам. Здесь, в большом мире, ребёнок впервые совершенно самостоятельно заводит друзей. Пока он дома, они, по сказочной логике, ему просто не нужны: беды от него отводят отец и мать. Таким образом, сказка не только учит самостоятельности, но и дарит чувство защищённости: здесь, в родных стенах, ничего страшного не случится.

Кстати, о страшном. Его за порогом родного дома немало. И родители часто спрашивают, нельзя ли без ужасов в сказках. Можно, наверное. Но мамам и папам стоит знать, что, рассказывая страшную сказку, мы делаем чаду своеобразную прививку: ужасы намного легче переживаются рядом с любящими родителями, ребёнок, пусть пока не так, как взрослый, разделяет сказочную реальность и действительность, однако сказка постепенно готовит его к встрече с большим миром.

Ребёнок, уже победивший врага в сказке, более уверен в своих силах. Ребёнок, знающий, что дома бояться нечего, рядом с родителями чувствует себя защищённым от внешнего мира. Но, конечно, стоит правильно рассчитать дозировку нашей вакцины против страха.

Итак, чем и как пугать?

В 2 года олицетворением злой силы может быть животное, контактов с которым вы советуете ребёнку избегать. Например, собака. Если у вас есть пёс, ничего страшного. Наверняка ваш малыш уже усвоил, что собака собаке рознь. В 3-4 года можно вводить сказки с участием «далёкого» страшного: волка, медведя, Бабя-Яги и т.д. Детей 7-12 лет очень привлекают обитатели потустороннего мира. Помните страшилки про чёрную руку? В народных сказках есть жутковатые мистические образы смерти, чёрта, привидения (вспомните, например, сказку «Огниво»).

Правило выбора страшного по возрасту подходит не только для фольклорных, но и для литературных произведений. Не забывайте о нём и в сказках собственного сочинения. В финале последних желательно «страшность» персонажа свести на нет. Может, собака была заколдованной, оттого кусалась и рычала, но, стоило её расколдовать, и она превратилась в добрую? Можно показать пса в особенно смешной и глупой ситуации. Если ребёнок искренне расхохочется – вы на верном пути: смешное страшным быть не может. И не забывайте, что сказка всегда посвящена борьбе добра со злом. Без зла сказка не получится, но и без победы добра – тоже.

Так что пусть добро воцаряется, а ваши дети взрослеют со сказкой.

Возврат к списку