27 февраля 2020
Как помочь ребенку развить коммуникабельность перед сменой?
Для решения этого вопроса необходимо много времени, сил и целый комплекс этапов преодоления.
Самым первым будет выявления причин замкнутости ребенка. Они могут быть разными и порой очень неожиданными для родителей. Все мы существа социальные, а потому зависим от общества, в котором находимся. Если это общество как-то нас ограничивает, доставляет нам неудобство, прогибает под себя, то большинство людей поддается этому и лишь немногие противятся не мириться с чем-то. Но самое опасное в любом обществе для внушаемых людей – это вожак, или авторитет, которому верят, порой беспрекословно. Важно осознавать, что до определенного возраста главным и единственным авторитетом для детей является родитель.
Со временем, когда ребенок подрастает, он попадает в общество других детей, будь то в детском саду или во дворе или где – то еще. И начинается процесс взаимодействия. Ребенок – это чистый лист, и когда он начинает делать что-то новое для него – общаться с другими –и тут нужно понимать, что он как бы «не знает правил игры», у него еще нет норм общения. Единственное, что он может – общаться так, как он уже может, то есть с родителями. Когда мы малы, мы рассказываем родителям все, только постепенно, узнавая на какие темы с родителями лучше не говорить, мы начинаем подбирать какие-то «правильные» слова, искать темы для общения или повод для дружбы. До этого момента все просто: «Привет, меня зовут Вася. Давай дружить.» По-моему идеально, лучшего начало никогда и не будет – это классика. Но порой в эту сокровенную тему вступают особо социально активные родители и начинают говорить: «С этим мальчиком не дружи, с тем дружи» - и ты «выпадаешь в осадок» после этого. Почему? Зачем? С чего родитель взял, что «тот» плохой, а «тот» хороший? Самое обидное (даже страшное), когда нет доступного объяснения причины. Родители, как правило, думают, что не посвящать ребенка в свои дела и мысли – это норма, мол, не обязательно, может потом поймет. Может и поймет, но до этого момента он общаться ни с кем не будет, вот и появится столько времени на размышления. Так что запрет неаргументированный, что хуже, ломают видение ребенка, лишает его трезвого взгляда на жизнь. Он начинает привыкать к мысли, что авторитетное мнение нужно слушать и беспрекословно делать то, что он велит. Это самая страшная, опасная и трудно выводимая привычка, которую создают родители в первую очередь. Ответ известен почему: желание уберечь ребенка, но отсутствие понимания и следствия такого решения будет вести последствия.
И вот мы перешли ко второй части. Нельзя перед лагерем научить ребенка коммуникации, сказав ему: «Откройся и иди общаться». Если привили ему что - то ограничивающее, то будьте добры от нее и избавить. Одного осознания мало, нужно действие. Всем известна фраза: если хочешь изменить мир, начни с себя. Никто не задумывается и не понимает сложности и глубины, и простоты в некотором смысле. Имеется в виду, что если хочешь влиять как-то на людей, изменив их мнение о тебе, необходимо измениться самому, и не на словах, а на деле. Так что, родители, если хотите вылечить ребенка от «недуга», то начните менять свое собственное видение мира, начните обдумывать каждое свое действие, а главное - вспомните свое детство. Все мы были детьми, и со временем находили ответы на вопрос «почему». Ваше детство – ключ к правильному воспитанию ребенка. Все познается в сравнении, как говорится. Хочешь, что-то не допустить, что было в твоём детстве, не делай этого. Избавишь ребенка от этого, но взамен появится что-то другое, и рано или поздно оно откроется.
Итак, чтобы избавить ребенка от замкнутости, нужно начать с себя, родители. С течением времени авторитетов становится больше, но главным все равно остаётся родителем. Вы должны понимать, что такое привычка и как от нее трудно избавляться. А ведь замкнутость и другие наши качества – это именно привычки, что мы выработали или переняли от старших, считая их за норму поведения и представления окружающего мира. Значит, ваши запреты или нормы общения нужно искоренить самому. Условно, когда вы произносите какое-то выражение, и оно понравилось вашему ребенку, из-за чего он ее перенял и стал употреблять также, оно сразу стало нормой общения между ним и вами. Есть такой момент: когда мы приобретаем что-то новое, мы непременно хотим это показать всем. Так происходит во всем. Ваше чадо стало использовать эту фразу в общении вне дома, и кто-то из взрослых это услышал и упрекнул ребенка в этом, мол, некультурно. Что делать?
Родители могут сказать: «Не говори ее и все», но привычка-то осталась. Значит, чтобы искоренить ее из ребенка, нужно самому ее искоренить из себя. Тогда ребенок поймет, что это перестало быть нормой. В общем и целом все просто: хочешь избавить, избавься сам; хочешь привить, начни делать сам. Есть свойство у детей: делать все как взрослые. Когда они вторят за старшим поколением, вопросов не возникает. Но когда они что-то делают и запрещают это делать тебе, то возникают непонимание, чувство несправедливости и обиды. Лично меня это всегда коробило. И только со временем я нашел ответы на вопросы. Но мне пришлось что-то исправлять в осознанном возрасте и при том самому. Чтобы укрепить отношения с ребенком, он должен чувствовать ваше участие. Помогите ему в детстве, и это решит много вопросов в будущем.
И напоследок напишу последний этап. Начните действовать. Не ищите причин за или против, не отмечайте день или момент, когда будет удобнее. Ничего этого не будет. Здесь и сейчас. Лучше хлопните по столу кулаком со словами: «Все хватит. С этого момента живём по-новому.» После этого вы не сможете отпираться и назад пути уже не будет. Но это необходимо. Избавиться от привычки непросто, ведь она уже часть жизни, мышления. Начать думать по-новому очень не просто. НО я в вас верю!